Интервью Александры Безродновой журналу Иль Дэ Ботэ

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / Танец и Психология / Интервью Александры Безродновой журналу Иль Дэ Ботэ
Интервью Александры Безродновой журналу Иль Дэ Ботэ Катя Голубева - Центр Контактной Импровизации в Москве (КИМ)"

Интервью Александры Безродновой журналу Иль Дэ Ботэ

23.07.2013
Катя Голубева

Здравствуйте, Александра!
Меня зовут Катя, я — редактор интернет-журнала Иль Дэ Ботэ. Мы сегодня с Вами разговаривали по телефону по поводу Вашего участия в проекте в качестве эксперта.
В нашей статье о танцах мы хотели бы разобрать такую ситуацию:
Девушка уговаривает своего стать ее партнером по танцам (танго или любое другое направление), но он отказывается, объясняя это тем, что просто не умеет танцевать. О совместном посещении школы танцев он тоже слышать не желает, заявляя, что настоящему мужчине там делать нечего.

Вопросы:
— что это? Комплекс, вызванный осознанием неловкости своих движений, или стереотип? Каким образом можно снять эти барьеры? Может ли в этом помочь такое направление, как контактная импровизация?
— что посоветовать девушке, старающейся уговорить молодого человека посещать школу танцев вместе с ней?

Ответы:
-Все мы учились понемногу… в школе, в институте. И везде нам ставили оценки. Нас Оценивали. Как успешного или не успешного. И, когда у мальчика что-то не получалось, ему говорили «дурак, неуч, недотёпа». А за плохие оценки родители наказывали. Такие педагогические методы скорее воспитывают в человеке стратегию избегания неудач, нежели стратегию достижения успеха.
Стратегия избегания неудач делает человека консервативным: «Ок, буду делать только то, что у меня наверняка получается». И здесь развитие останавливается.. Возможно, женщины намного больше открыты к саморазвитию именно потому, что статус и социальная оценка для них не так важны, как для мужчин. Ведь саморазвитие — это всегда эксперимент, а эксперимент в любом случае связан с риском.
Дело не в том, что у кавалера неловкие движения, не развита пластика. А в том, что он опасается «потерять лицо». Быть не-лучшим. Проще в такую ситуацию вовсе не попадать! — и он не идёт на танцы.

Что можно пожелать в таком случае? Подход, конечно, всегда индивидуален. Но прежде всего стоит задуматься о том, как вы относитесь к его неудачам. Чего он больше ждёт от вас — упрёка, или поддержки? Что он привык получать чаще? Делитесь ли вы с ним примерами своих успехов и неудач? Своими маленькими открытиями? Как вы поддерживаете его смелость?
Если вы хотите пригласить партнёра учиться вместе с вами, попробуйте создать для этого максимально безопасное пространство. Поделиться с ним своими собственными страхами и опасениями (если, конечно, такие у вас есть). Ведь не исключено, что вы тоже не любите выглядеть неловкой, неуклюжей, или когда вас сравнивают с другими, более опытными в чём-то.

Что важно в парных танцах — это то, что у вас будет возможность учиться вместе. И друг у друга. Ведь это не столько процесс обучения каждого отдельного партнёра технике танца, сколько процесс развития взаимоотношений в паре. Может быть, вам это и не приходило в голову, но в определённый момент ваш партнёр станет вашим учителем. И если вы сами готовы к этому -увидеть в нём не новичка-неумеху, которого надо заставить научиться, а человека, благодаря которому вы сможете открыть для себя много нового — и в танце, и в отношениях, и в своём умении проявлять женственность, — то вы обязательно найдёте возможность донести это ощущение, ожидание до своего близкого человека. Да он и сам это легко считает. Важно, что на этом пути — «приглашение к совместному развитию» — какие-то ваши шаги уже в любом случае сделаны, и сейчас, натыкаясь на его «нет», скорее всего, вы имеете дело с последствиями этих шагов…

Контактная импровизация — танец, принципиально не требующий никакой предварительной танцевальной подготовки. Наоборот, если вы уже занимались ранее какими-то танцами, вам будет только сложнее, потому что у вас уже выработан набор танцевальных стереотипов. Поэтому оправдания типа «я не умею танцевать» тут просто не работают 🙂 Отличие этого танца в том, что здесь нет набора движений, который вам придётся выучить и повторить. Напротив: вы двигаетесь — и вы уже правы! Таким образом, занятие контактной импровизацией легко снимает барьер «я не умею». И важно, что опыт, полученный здесь, сказывается не только на участии в других занятиях по танцам. Человек открывается новому опыту, выходит за границы привычных представлений о себе, своём теле, своих возможностях… Об отношениях, которые можно строить с партнёром.

Контактная импровизация используется профессиональными танцорами в том числе как техника, обучающая партнёров лучше чувствовать друг друга, со-настраиваться. Её важное отличие в том, что здесь нет мужских и женских ролей, все партнёры равноправны, будь они мужчины, женщины или дети.