ЗДОРОВЬЕ в контактной импровизации Важно !
23.08.2009
Анжелика Доний
О преподавании и качестве
В контактной импровизации нет сертификатов, дающих право быть учителем, но (внимание всех учителей!) в КИ ЕСТЬ качество преподавания, и это самый крутой сертификат. Это значит, что учителем может объявить себя тот, кто решил себя так назвать.
И этот учитель отвечает за качество.
Тогда следующий момент – что такое качество преподавания КИ?
Для меня качество это:
— как я понимаю свое тело
— мой собственный танец
— количество пройденных тренингов у разных учителей,
— количество лет в танце и преподавании.
Мне в свое время было легко начать преподавать новую для меня технику танца – помог собственно опыт преподавания танца (ему уже 22).
Моя первая встреча с КИ случилась в Вене, на фестивале Dance-WEB.
Я устала от выбранных мною модернов, джазов и классики. Бросила учиться и пошла по классам смотреть: что в мире еще происходит.
Кто-то посоветовал мне зайти на КИ и показал на Эндрю Харвуда.
Я влюбилась в позвоночник Эндрю с первого взгляда, еще не зная про технику Александера. И как ребенок я сказала себе – хочу быть ОН. А потом я влюбилась в эту технику и поняла, что моя жизнь больше никогда не будет такой, как прежде. Я просидела все классы Эндрю, т.к. они были переполнены.
Но я могла смотреть, записывать, запоминать и умирать от счастья, видя Эндрю и других танцующими. После уроков я просила друзей попробовать со мной некоторые упражнения.
Я вернулась в Молдову и начала преподавать КИ моим актерам, балетмейстерам и их друзьям. Я стала приглашать учителей, чтобы нас учили. Я считаю, что это была само-инициация. Я больше не могла жить без КИ и, как вижу сейчас, – не могу жить без КИ.
Мое преподавание КИ пережило много периодов. Эйфория, труд, личностный рост, фестиваль и возвращение к технике, ее качеству.
Я не могу дать ученикам то, что я не умею делать. Я стартую с тем материалом, который люблю, танцую и делаю хорошо. Этим я могу делиться. Если я не умею что-то, но хочу попробовать – я предупреждаю других об ответственности, которую хочу с ними разделить, и тогда мы — партнеры. Мы учим друг друга.
Единственный совет, который бы я озвучила: если вы не любите людей – лучше не преподавать. А если любите – у вас все получится.
О травмах.
Я сейчас опираюсь на наблюдения и опыт своего тренинга, а также тренингов величайших учителей (по моему мнению) с большим опытом преподавания Рэя Чанга (USA) и Ниты Литл (USA).
Примеры
Во всех случаях, которые я упомяну, травмы случились во время преподавания сложных (или не очень) акробатических приемов таких как спина к спине.
1. На столике, перпендикулярно спина к спине, когда верхний партнер переходит на руки. Руки не принимают при переходе вес, и тело падает на макушку (травма шейных позвонков). Руки у многих слабые. Это надо принять как данность особенно на курсе начинающих.
2. Верхняя поддержка. Переход на руки и на спину принимающему партнеру. Момент, когда 2й партнер на спине, и его голова в районе копчика держащего партнера, таз у головы держащего. Трюк простой, но при переходе тот, кто на верху в какой-то момент не понимает, когда окажется внизу и чувствует себя неуверенно. Начинает бояться, контролировать, напрягаться, теряет чувство партнерской спины и пытается попасть на ноги. Вот случай – женщина потянулась головой вверх и вперед и соскользнула, приземлилась копчиком.
Ассистент не успел ничего сделать. Даже не заметил, когда она упала.
Без ассистентов такие упражнения лучше не делать, иногда лучше, чтобы было двое или трое помогающих.
Тогда:
а) больше внимания,
б) каждый успевает отдыхать,
в) «делающий» меньше боится,
г) есть руки помощников у головы и копчика, что вносит доверие и контакт.
3. На уроке был поток, каскад интересных трюков. Группа смешанная, 70 человек. Их движение шло от стены к стене через зал. Обычно это дает поток и энергию. Если все понятно.
Группа была заинтересована, но не все понимали, как делать. Учитель метался от пары к паре, показывая и помогая. Чтобы предотвратить пробки учитель двигался с потоком.
Травма случилась в этом потоке. Мало кто увидел, как она произошла.
Не хватило остановки и спокойного распознавания и исследования секрета движения.
Причины травм.
1. Учитель очень хочет добиться результата и долго держит участников, практикуя одно и тоже или схожие трюки. Как правило, внимание учеников ослабевает, мышцы тоже. Мудрые ученики «отваливаются», можно видеть вяло сидящие тела и пусто смотрящие глаза.
Другие ученики с более покорной природой продолжают делать. Это опасный момент.
2. Преподается навык или упражнение, к которому не все готовы.
3. Не хватает слов учителя, где была бы поддержка «если вам страшно или вы не готовы – попросите больше помощников или пропустите упражнение и смотрите».
3. Трюк идет за трюком. Учитель занимается отдельными учениками. В целом в воздухе появляется общий драйв с одной стороны и накапливается страх с другой стороны.
4. Нет контакта. Нет внимания. Есть усталость и раздражение.
а) у учителя с группой
б) у партнеров
В свое время травма, случившаяся на моем уроке, изменила мой способ преподавания переходов на маленьком столике. Я больше не даю этот материал в течение одного дня. Я растягиваю это удовольствие весь тренинг. А также сделала курс «необычные положения», где осознанно с учениками исследую движения в перевернутых позициях и положениях, где ум теряет ориентиры и опасается новых решений. Кстати, самый маленький по количеству участников курс. Возможно, не каждый готов и хочет быть в подобных положениях.
Я до сих пор хожу на тренинги других учителей и внимательно изучаю, как они справляются с этой темой.
Травма дело серьезное. Это связано с обидой и разочарованием с одной стороны (ученик) и чувством вины и безысходностью с другой (учитель).
Умение быть в такой ситуации, разрешить ее, оказать максимально верную посильную помощь, и завершить ситуацию по человечески ясно и психологически профессионально – еще одно качество преподавания.
Мне в свое время повезло. Моя ученица была осознанна и приняла ситуацию, помогла себе лучше, чем я в тот момент была способна. Будучи психологом, она завершила со мной отношения без общей эмоциональной травмы. Она меня научила многому, за что ей огромное спасибо.
Если у вас случилась травма на уроке – живите в режиме реального времени и будьте реальными. Без иллюзий — в травм-пункт.
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))