Фото танцы — контактная импровизация
23.04.2008
Альфия Рахманова
Пожалуй, именно благодаря желанию фотографировать контактную импровизацию я начала совершенствовать свои навыки фотосъемки, поскольку именно съемка двигающихся людей предполагает достаточно высокий уровень владения, как технической, так и художественно-композиционной стороной фотографии. Я научилась и продолжаю учиться многому: в контактном танце, в танце с фотоаппаратом, в танце с видеокамерой. Перформеры, импровизаторы, контактные
импровизаторы специальное время посвящают тренировке умения быть видимым (для зрителя), видеть самому (партнера, пространство, группу, себя), поэтому фотограф становится для танцующих дополнительным вниманием, позволяющим привнести в танец красоту, осознанность, радость.
Почему же контактную импровизацию хочется фотографировать?
Люди танцуют открыто и спонтанно. В каждый момент времени возникают новые формы, созданные встречей точек контакта. Точка контакта может быть очень маленькой, например, касание пальцем или носом. И тогда два тела образуют структуру, наполненную воздухом и светом. Точка контакта может занимать целую площадь из соприкоснувшихся спин или выглядеть широким проспектом скользящих бедер-коленей- голеней-ступней или нарисовать улицу из сплетенных рук. Плотность такой структуры велика, и на фотографии образуются неожиданные формы перевернутых, скрученных, слившихся тел.
Контактный танец динамичен. Полеты, поддержки, инерция, спирали, баланс и контрбаланс — прекрасные динамичные образы, возбуждающие палец на кнопке спуска затвора. Я очень люблю фотографии танцующих контакт и летящих по воздуху, пусть даже не очень высоко, но очень открыто.
Описывая процесс фотосъемки контактного танца, хочется бесконечным рядом выписывать слово новый, новый, новый, новый. Да, именно поэтому хочется фотографировать контактную импровизацию – танцующие тела меняют место и уровень, импровизируют в перемещении частей своего тела. И зачастую контактирующие сами не знают, куда и как они придут, в какой позиции окажутся.
Контактный танец всегда новый. Танцуя контактную импровизацию, люди оказываются в здесь-и-сейчас моменте – и фотограф получает в подарок увлеченные, осознанные, присутствующие лица и тела. Таким подарком была для меня съемка проекта Экхарта Мюллера «Скин», который проходил летом, во время Московского фестиваля контактной импровизации и перформанса-2006.
Перформеры, взяв за руку каждого зрителя, пришедшего на перформанс, приводили на сцену. Когда все гости оказывались на танцевальной площадке, импровизаторы, легко, на уровне одежды, кожи, касались зрителей, и начинался глубокий медленный осознанный танец-исследование. Самые осознанные лица, которые мне когда-либо удалось видеть и фотографировать, случились именно во время этого перформанса.
Особое удовольствие для меня, как фотографа — включиться в танец не только издалека, со стороны, но быть ближе к танцующим, создав с ними трио. В такие моменты практически не получается заглядывать в видоискатель, чтобы увидеть то, что видит и снимает камера, но она становится продолжением моего тела, третьим глазом. Руки с камерой направляются в то место, где я интуитивно вижу то, что интересно. Мое тело, оказывается в плотности танца, внутри того, что я фотографирую.
Контактная импровизация научила меня легко менять ракурс и точку съемки. Фотографируя, я катаюсь с камерой по полу, прыгаю, приседаю, забираюсь на столы и подоконники, зависаю у кого-то на спине-плече-колене.
Почему контактную импровизацию фотографировать трудно?
Хочется сказать несколько слов, о том, через какие этапы и трудности я прошла. Техническая сторона фотографирования предполагает наличие светосильного объектива, высокой чувствительности пленки, либо цифровой камеры, обладающей высоким ISO, готовых поймать, запечатлеть движение при недостатке света в театре или танцевальном зале.
Изменчивость контактного танца ограничивает возможность для вдумчивой работы с композицией. Она меняется настолько быстро, что думать о ней приходится позже, чем нажимать на кнопку.
Часто то, что кажется привлекательным и эмоциональным, неподготовленному глазу, может совсем не быть таковым для фотоаппарата. Только через какое-то время удается научиться из общего хауса джема, где импровизируют сразу множество пар, трио, групп, выделять какую-то структуру, четкость, ясность.
И напоследок, про забавные детали – контактники часто сбрасывают с себя какие-то лишние детали одежды, например носочки или наколенники или вторые кофты. Такие незначительные детали остаются во время танца на полу, на подоконниках, в углах зала. Увлеченному съемкой фотографу некогда «чистить» пространство, но когда я прихожу домой и открываю фотографии в фотошопе, начинается работа.
ФОТО ТАНЦЫ Сайт творчества автора
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))