Маленький танец. Стив Пэкстон
08.02.2019
Надежда Лебедева
(перевод)
Ниже приведено описание маленького танца, сделанное Стивом Пэкстоном. Текст был впервые опубликован в журнале Contact Quarterly (том 11, первый выпуск, зима 1986); переиздан в первом томе сборника материалов о контактной импровизации Contact Improvisation Sourcebook (1997); отредактированные отрывки опубликованы на сайте, посвященном 36-илетию контактной импровизации.
Эти записи были сделаны в феврале 1977 года во время тура компании ReUnion по западному побережью США, в ходе которого участники устраивали перформансы и преподавали контактную импровизацию. В ходе всего тура члены компании ReUnion (Нита Литтл, Лиса Нельсон, Стив Пэкстон, Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит и Дэвид Вудберри) делали стенограммы классов друг друга, стараясь цитировать ведущего дословно. Ниже приведены отрывки нескольких классов Стива. (редакторы Contact Quarterly)
Текст нужно произносить медленно, делая паузы после каждого предложения. (Стив Пэкстон)
Глубоко расслабьте глазницы. Представьте линию, которая идет от уха до уха. На этой линии находится основание черепа. Сделайте очень маленькое движение, как будто вы говорите «да». Из-за этого череп будет покачиваться на верхнем позвонке – атланте. Почувствуйте свои кости. Как пончик. Ощущения вокруг позвонка помогают почувствовать сам позвонок. Сделайте движение, как будто вы говорите «нет». Делая эти два движения – «да» и «нет», вы можете определить длину верхнего позвонка.
…Легкие наполняются воздухом. Дышите всем объемом легких: от нижних долей до ключиц. Легко ли вам дается расширение ребер вверх, в стороны и назад? С помощью ощущений определите положение диафрагмы. У основания легких. Мышца, похожая на два купола. С каждым вдохом и выдохом вы делаете массаж кишечника… Движения диафрагмы дают сигнал всему остальному телу. Над вами – небо, под вами – земля…
В этой работе голова воспринимается как конечность. У нее есть масса. Может быть, вес – это самое важное ощущение. Ощущение силы тяжести. Продолжайте стоять и чувствуйте вес и гравитацию. Напряжение в мышцах маскирует гравитацию…
Вы плаваете в гравитации с момента своего рождения. Каждая клеточка в теле знает, где низ. Это так легко забывается. Масса вашего тела взаимодействует с массой Земли…
…Кости стремятся наверх. Лопатки падают вниз, кишечник расслабляется и опускается на тазовое дно… Потянитесь рукой, продолжая то направление, в котором руки висят – пусть это будет минимальное движение, которое вы можете почувствовать. Может ли это потягивание быть еще меньше? Можете ли вы делать еще меньше? Сила тяжести уже начинает вытягивание мышц вдоль костей руки. Маленький танец: вы расслабляетесь, он вас удерживает в положении стоя. Мышцы ко всему скелету, они обладают массой. Вес переливается с ноги на ногу, поверхности стоп принимают вес, происходит сжатие. Вытягивание по линии сжатия. Центр маленького танца.
Стоя… Позвоночник вертикален… Почувствуйте основание легких, диафрагму, как она массирует внутренние органы, переведите внимание ниже – к тазовому дну, расслабьте половые органы, анус… дышите глубоко… медленный выдох… заметьте паузу между вдохом и выдохом… замечайте начало вдоха… почувствуйте, как идет время… оно наполнено движением и паузами… наблюдайте за ходом времени через собственное дыхание… не старайтесь дышать… просто наблюдайте цикл дыхания… постарайтесь точно осознать момент, когда начнется следующий вдох…
Стоя… расслабьтесь, переливая вес в заднюю поверхность колена, наполните весом плюсну стопы… расслабьте череп… расслабьте веки… расслабьте глазницы… глубоко расслабьте дно глазниц… не тратьте энергию на блокирование или сосредоточение внимания… пусть ваши мысли текут… за одними вещами прячутся другие… сейчас лучше не концентрироваться… почувствуйте игру движения и пауз маленького танца, который удерживает вас в положении стоя, даже когда вы расслаблены… просто за счет веса и равновесия… 60 процентов веса на плюсну стопы, немного веса на пальцах, расслабьтесь… колени расслаблены… позвольте дыханию направлять ваш корпус, делать тело симметричным… пусть ребра открываются, когда легкие надуваются воздухом… руки падают по бокам… Почувствуйте маленький танец… он всегда с вами… Наблюдайте выстраивание костей, конечностей к центру Земли… длина костей…
…Перенесите вес на левую ногу… что изменилось… в бедре, в тазобедренном суставе… если это ощущение можно назвать «компрессией»8, переместите компрессию на правую ногу, почувствуйте, что изменилось… Сжатие кости вниз… Верните тело в нейтральное положение… Наклонитесь вперед… Компрессия спереди, натяжение сзади… вернитесь в нейтральное положение… Откиньтесь назад, натяжение спереди, компрессия сзади… в руках нет компрессии, в них не переносится вес… еще раз наклонитесь вперед… почувствуйте, что изменилось… расслабьтесь… нейтральное положение… отклонитесь назад, натяжение через все тело… нейтральное положение… потянитесь наверх… позвоночник стремится наверх между плечами… голова поддерживается на линии между ушами… сделайте движение, как будто говорите «да»… голова качается… атлант… потянитесь наверх, длинная линия натяжения между плюсной стопы и атлантом, между пальцами ног и плюсной — наверх по ноге к позвоночнику, к атланту… Вы падаете в гравитацию со дня своего рождения…
Представьте, но не делайте этого, — представьте, что вы собираетесь шагнуть вперед левой ногой. Что изменилось? Вернитесь к положению стоя…
Представьте, но не делайте этого, — представьте, что вы собираетесь шагнуть вперед левой ногой. Что изменилось? Вернитесь…
Представьте, но не делайте этого, — представьте, что вы собираетесь шагнуть вперед правой ногой… левой ногой… правой… левой, правой, левой… Вернитесь.
…Медленно позвольте своему телу упасть, окажитесь на корточках… отпустите тело в осознанное падение. Дышите, оставайтесь на корточках, ладони на полу, шея расслаблена… проверьте, можете ли вы расслабиться в этом положении… и поднимитесь.
1. «Почувствуйте свои кости. Как пончик. Ощущения вокруг позвонка помогают почувствовать сам позвонок».
Пончик имеет геометрическую форму тора, окружности с отверстием посредине. Идея здесь в том, что в мышцах, которые окружают кости, больше ощущений, чем в самих костях. Ощущения от движения в черепе и атланте очень неясные, поэтому воображение должно точно достраивать анатомию в области движения. Понимание анатомии может помочь вообразить, как происходит действие в точке между ушами, где череп надет на позвоночник. Сами кости можно почувствовать во время движения в суставах или когда они находятся под давлением (например, передают вес тела в пол). Но эти ощущения намного тоньше, чем ощущения в окружающих кости тканях.
2. «С помощью ощущений определите положение диафрагмы. У основания легких».
Фраза «основание легких» призвана привлечь внимание к примерному положению диафрагмы. А то, что эта мышца похожа на два купола, должно быть известно из анатомии. Многие не чувствуют, как диафрагма поднимается на выдохе и опускается на вдохе. Это дыхательное движение создает давление и расслабление, которое ниже описано как массаж внутренних органов и кишечника. «Над вами – небо, под вами – земля» — заимствование из даосизма. Здесь цель в том, чтобы «увидеть» воздух в легких, почувствовать, что органы под диафрагмой очень тонко реагируют на движение диафрагмы и их положение обусловлено движением диафрагмы. Также мне хотелось привлечь внимание к внутреннему объему корпуса от ключиц до седалищных костей через мягкое давление и расслабление.
3. «Продолжайте стоять и чувствуйте вес и гравитацию».
Гравитация – это естественная физическая сила, масса – то, на что эта сила воздействует. Ощущения веса и гравитации сходны, это еще один пример тонких и постоянно меняющихся взаимоотношений. Обычно, когда человек начинает осознавать вес и гравитацию, напряжение в мышцах уходит. Еще один способ подойти к этому ощущению – напрячь мышцы (сопротивляться гравитации), а затем сбросить это напряжение. Когда мы стоим, этот процесс открывает маленький танец – рефлекторное движение, позволяющее стоящему телу удерживать равновесие. Как и дыхание, это естественный процесс, который можно наблюдать и которым можно управлять: как, например, когда вы решаете упасть на пол, теряя равновесие.
4. «Кости стремятся наверх».
Эта фраза связана с тем, что кости поддерживают вес, что становится заметным, если мышцы расслаблены. Это ощущение сопротивления гравитации, и оно, как и маленький танец, приводит к осознанию поддержки скелета и постоянно меняющегося положения тела. «Кости стремятся наверх, мышцы расслабляются», — это описание движения, когда ненужное напряжение мышц отсутствует. Необходимое напряжение и нужный тонус естественным образом поддерживаются… Так можно достигнуть тонкого и чувствующего дуэта с партнером в контактной импровизации, а также с поверхностью, на которой вы танцуете.
5. «Вытягивание по линии сжатия».
Если до этого участники почувствовали сжатие, например, в суставах ног, костях и стопах (то есть, ощущение веса, который поддерживают кости — очень тонкое ощущение), тогда можно почувствовать сопротивление гравитации, силу, противостоящую тяге вниз. Это то, как тело стремится наверх вдоль линий сжатия скелета. Как только это отстраивание с вектором наверх достигнуто, мышечное напряжение легче отпустить.
6. «Центр маленького танца».
Обычно, когда я говорю о центре, я имею в виду центр масс, который находится в области таза. Но эта фраза двусмысленна. Она может означать центральную ось тела или может подразумевать подсознательную психическую деятельность, направленную на сохранение равновесия… Сейчас я чувствую маленький танец как телесное событие, у которого нет центра.
7. «Расслабьтесь, переливая вес в заднюю поверхность колена».
Колени немного согнуты. Если колени выключены, ощущение веса будет на коленной чашечке. Обычно, когда мы стоим, колени немного согнуты вперед, а таз немного опущен, как будто мы садимся на стопы.
8. «Если это ощущение можно назвать «компрессией»».
Перенос веса с ноги на ногу можно почувствовать. Если направить внимание на это ощущение в ногах, можно почувствовать компрессию костей, расслабление мышц, и это, в свою очередь, обнаружит тонкие ощущения в скелете.
9. «Наклонитесь вперед… Компрессия спереди, натяжение сзади».
Все упражнения, которые я описываю в положении стоя, являются простыми наблюдениями ощущений или событий в теле. Перенос веса вперед заставляет мышцы задней поверхности тела напрячься, а мышцы передней поверхности тела будут расслабляться. Это позволяет ясно почувствовать разницу ощущений между передней и задней поверхностями тела, которую, как это ни странно, многие не замечают. Наклон тела вперед связан с кивком головой, с которого начинается текст, и связан с ощущениями, которые появляются, когда мы собираемся начать двигаться вперед.
10. «потянитесь наверх… позвоночник стремится наверх между плечами…»
Напряжение в мышцах плечевого пояса будет скрывать сжатие костей и стремление в позвоночнике наверх в точке, где атлант поддерживает череп. Внимание к тому, как позвоночник стремится наверх через плечевой пояс должно помочь плечам расслабиться, и, надеюсь, голова немного наклонится вперед.
11. «Вы падаете в гравитацию со дня своего рождения».
Это просто факт, напоминание. Из-за того, что гравитация действует постоянно, о ней забывают. Цель этого образа – напомнить, что движение и гравитация тоже находятся в тонких и взаимовлияющих отношениях, так как каждое движение связано с гравитацией – это можно драматизировать, сказав, что только поверхность, которая нас поддерживает, задерживает наше падение вниз. В положении стоя мы падаем в стопы, сила тяжести продолжает работать.
12. «Представьте, но не делайте этого, — представьте, что вы собираетесь шагнуть вперед».
В этом случае мы наблюдаем силу воображения, связанного с началом движения. На данный момент исследования мозга подтверждают, что мозг уже начинает работать, инициируя движение за несколько миллисекунд даже до нашего желания двигаться. Наше желание сделать шаг – уже не первое звено в цепочке, которая в конечном итоге приведет к движению тела. Но это первое звено, которое мы можем наблюдать.
Переводчик Надежда Лебедева.
Статья и отзывы к ней в соц. сетях:
vk.com
facebook.com
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))