Принципы работы в обучении Контактной Импровизации

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / О контактной импровизации / Принципы работы в обучении Контактной Импровизации
Принципы работы в обучении Контактной Импровизации Александра Безроднова - Центр Контактной Импровизации в Москве (КИМ)"

Принципы работы в обучении Контактной Импровизации

24.04.2019
Александра Безроднова

Эта статья может быть интересна как тем, кто начинает или продолжает её преподавать, так и людям, только начинающим заниматься КИ.

Хочу отметить в самом начале, что этот список — результат моего наблюдения, за собой и за другими учителями, результат моего субъективного обобщения на сегодняшний день, никак не претендующий на высшую истину. Используйте его для себя только в том случае, если он вам подходит, пополняйте, корректируйте, добавляйте соль и сахар по вкусу.

В статье описаны некоторые из принципов и то, для чего их можно применять.

1. Принцип «Что есть?» (феноменологический)
Движущемуся предлагается совершать обычные действия/движения, отмечая детали того, как именно он делает это в данный момент, какие ощущения испытывает. Например, стоит, лежит, ходит по залу, садится и встаёт, встречает других движущихся и реагирует на них.
Подходящие вопросы: Что вы ощущаете? Что вы наблюдаете в теле, когда делаете это?

Использование этого принципа даёт нам ряд результатов:
Внимание с простого обобщения «Я делаю это» переключается на детализированное «Как я это делаю?». Это позволяет обнаружить себя на нескольких уровнях:
— привычные способы движения, действования, реагирования, напряжения.
— ситуативные реакции, вызванные особенностями моего окружения и моего сегодняшнего состояния.
Отмечая, мы получаем возможность узнать больше деталей о своих способах телесного существования, а в последствии, при желании — выйти за рамки привычек и автоматизмов.

Примером этого принципа может служить «Маленький танец» — одно из первых и основных упражнений в КИ. Движущиеся стоят и наблюдают все проявляющиеся в теле макро- и микро-движения. Глядя со стороны на стоящего человека, можно подумать, что он стоит неподвижно. На самом деле эта поза — результат множества непрекращающихся микро-движений, непрерывный процесс балансирования, в котором участвует весь скелет и вся миофасциальная система (сказать точнее — весь человек). Наблюдая свой «маленький танец», я прихожу в контакт с тем, что и как уже движется в моём теле, прежде всякого намерения на движение, как работает моё тело. Какие неуместные напряжения сохраняются в нём, и что будет, если я их отмечу и дам им отдохнуть. В последствии человек может начать двигаться или танцевать, сохраняя свой фокус внимания на этом естественном процессе балансирования. Его танец обогащается возможностями, которые появляются от простого сдвига внимания в сторону естественных процессов, уже присутствующих в теле.

Другой пример — хождение по залу. Тренер может предложить движущимся отмечать, «что есть», в отношении множества факторов: ощущение деталей собственной походки, ощущение контакта с поверхностью пола, наблюдение того, как формы, существующие в пространстве, влияют на направление или качество моего движения, наблюдение того, как я выбираю траектории, чтобы избежать столкновений, наблюдение за мышцами лица в момент встречи глазами, и т.п.

2. Принцип «Присвоение ответственности».
Отмечаю несколько примеров приложения этого принципа:

1) Ответственность ученика.
Каждый контактник — сам себе и учёный-исследователь, и его подопытный кролик. Автор и участник своего эксперимента. Никто не может вам сказать, что именно вам должно быть интересно сегодня. Тренер не претендует на то, чтобы решать такие важные вещи за вас. Тренер предлагает тему, которая кажется важной или интересной ему самому, и предлагает ключи, через которые, по его мнению, вы сможете поглубже внедриться в заявленную тему. Вы можете полностью отдаться предложенному процессу, или вести свой личный эксперимент. Придёте ли вы к чему-либо, и к чему именно придёте — никак не является заслугой тренера, это полностью ваша ответственность. Для двух разных человек с разными запросами один и тот же класс может показаться одному — гениальным, другому — скучным. Гениальные открытия, незабываемые танцы, расслабление или скука — часть личного процесса участника. В конце занятия порой участники могут поблагодарить тренера или покритиковать. Мудрые тренеры не принимают ни первое, ни второе на свой счёт 🙂

2) Ответственность за получаемый опыт.
Если танец с данным партнёром вам не нравится, не приятен, опасен или противоречит каким-либо из ваших представлений или ограничений, вы имеете право в любой момент его покинуть, с объяснением причин или без. Если вы продолжается оставаться в танце, который не полезен для вас — это ваш странный, но самостоятельный выбор. То же самое касается упражнений. Если вы хотите продолжить упражнение, но по какой-либо причине вам нужен другой партнёр, решите этот вопрос самостоятельно, или обратитесь к учителю.

3) Ответственность за соблюдение собственных границ.
Вы и только Вы знаете, что для вас хорошо, а что нет. Вместо того, чтобы ожидать, что другие (учитель, партнёры по упражнениям или джему) догадаются за вас — просто создайте для себя то, что вам нужно, и скажите ясное Нет тому, что вам не нужно. Если вам нужно отдохнуть, физически или морально — сядьте отдохните. Если вам нужна поддержка, физическая или моральная — попросите поддержки. Если вам нужно остановить то, что происходит — остановите без промедления. Если вы боитесь кого-то этим обидеть — снова, вспомните про принцип Присвоения ответственности. Если человек выберет обидеться, это полностью его выбор, он может его сделать или нет. Вы соблюдаете свою ответственность за формирование собственного опыта и оберегаете свои границы, и вы правы.
В свою очередь, будьте готовы принять «Нет» или «Стоп» от другого человека. Если партнёр по какой-то причинет говорит вам «Нет»/»Стоп», скорее всего, этот человек умеет — или учится — простраивать свои границы, вы можете учиться у него.

4) Ответственность за свои переживания. Запомните: вы не ответственны за опыт, переживания, самочувствие и физическое состояние другого человека. Он ответственен за себя, так же, как и вы. Если у вас возникает желание взять на себя его ответственность, поговорите об этом с ним, с учителем, с другом, в конце концов, с психологом.
Вы можете, тем не менее, быть заботливы и внимательны к другому — по своей доброй воле. Решив выйти из упражнения с данным партнёром, вы можете вкратце поделиться с ним причиной своего ухода, и это может разрядить обстановку лучше, чем если вы сделаете это совсем молча.

3. Принцип «Ещё 12 раз».
Этому принципу я научилась у Карла Фроста. Он говорит: есть два мира контактной импровизации. В одном, если вы испытываете усталость, вам скажут, — сядь, отдохни. В другом мире вам скажут: «Устал? Сделай это ещё 12 раз. Снова устал? Ещё 12!» Потому что зачастую усталость нам сигнализирует о том, что мы топчемся на пороге чего-то нового, и до сих пор боимся в него шагнуть. Она срабатывает как предохранительный механизм: «Ты устал, отдохни, не ходи туда». Как применить это принцип?
Например, выполняя упражнения, вы чувствуете усталость. Отметьте, что именно вам надоело в самом себе. Какой паттерн или способ реагирования вы повторяете снова и снова. Какие излишние напряжения включены в ваших мышцах, так что вы устаёте, будто разгружаете вагоны? Что ещё вы можете отпустить в своём теле или уме, чтобы продолжать работать над упражнением расслабленно, отдыхая? Продолжайте делать, всё дальше уходя в детали и уходя от автоматизмов. Возможно, вы отметите, как уйдут скука и усталость, и придёт совсем другое состояние. Если вы сейчас встретились со скукой или усталостью именно в этом упражнении или именно с этим партнёром — они могут быть для вас ключиком, который откроет совершенно новые двери. Не выбрасывайте этот ключик! Берите его в руки и открывайте!

В качестве примера к этому принципу я часто привожу историю о том, как меня учили портретной съёмке, когда я работала фотографом. В это время ещё не было цифровых камер, и экономия плёнки имела смысл. Так вот, для того чтобы сделать хороший портрет, мы делали вид, что вставляли первые две-три плёнки, на самом деле помещая в фотоаппарат пустую катушку. Человек позировал, смущался, кривлялся, зная, что его снимают. Через 2-3 «отснятых плёнки» он уставал, его лицо расслаблялось, он переставал выдавать привычные паттерны поз и мимики, и наконец начинал вести себя естественно. Тогда можно было вставить настоящую плёнку и сделать несколько хороших кадров.

Я люблю применять этот принцип на джеме, танцуя подолгу с одним и тем же партнёром. То есть, не заканчиваю танец, когда скучно или просто что-то не так, а продолжаю и продолжаю. Иногда, и в последнее время всё чаще, мой танец начинается в начале джема и заканчивается с окончанием джема. Не прерываясь на отдых и не кидаясь к новым партнёрам, я даю себе время «снять шелуху» и наконец просто потанцевать. Для этого родился термин «one-partner-jam».

Вот как-то так. Добавляйте, дополняйте.