Про джемы и про границы в Контактной Импровизации

Вы здесь и сейчас: Главная / Библиотека / О контактной импровизации / Про джемы и про границы в Контактной Импровизации
Про джемы и про границы в Контактной Импровизации"

Про джемы и про границы в Контактной Импровизации

13.09.2022
Вера Максимова

На днях наваяла лонгрид — 1001 вопрос про ЭТО. Тема объемная, для простоты восприятия разобъю на несколько «серий».

Про джемы и про границы хочу закинуть тему для осмысления. Сообщество регулярно к ней возвращается, но она все ещё свежа, как померанцы, и своей актуальности не теряет — как, скажем Новогод или день десантника.

Первыми с темой границ сталкиваются новички. Тем, кто давно танцует, бывает сложновато поставить себя на место начинающего, но вот представьте: вы никого ещё не знаете, у вас мало танцевального опыта, вы не очень уверены в своей технике и совсем не в курсе, как выстроено взаимодействие в группе. И вот в зал заходят явно знакомые люди, шутят, обнимаются, валяются на полу. Если джем «сильный», в пространстве много акробатики, летящих поддержек, полётов и падений. Перекатов — а значит объятий и очень близкого контакта. И порой очень, очень много веса.

Что здесь считается нормальным?
1️⃣ Должен ли я поддерживать близкий контакт — да любой контакт, на самом деле — если мне это через край? (я же слышал, что близкий контакт это основа техники)
2️⃣ Разрешать ли партнеру отдавать вес, если его слишком много, если мне тяжело и дискомфортно? (тут же так принято, все так делают)
3️⃣ Разрешить ли партнеру брать себя в верхние поддержки, если не умею и боюсь? (комон, это же контактная импровизация)
4️⃣ Поддерживать ли танец, если все слишком быстро и непредсказуемо, а положения, в которых мы оказываемся, нелепы и небезопасны? (я видел фильм, Пэкстон делал именно это)
5️⃣ Должен ли я вообще соглашаться на танец если не хочу, не готов, или готов, но не с этим партнером? (неудобно отказать хорошему человеку)
6️⃣ Должен ли я обнимать своего партнера после танца, если не хочу? (это же традиция)

Иногда, не зная «правильного» ответа, мы делаем что-то, что может нас задеть или даже травмировать в широком смысле, что-то, что по факту нам вредит. И вместо радости и удовольствия мы оказываемся в состоянии фрустрации, боли, подавленности, тревоги.

Кажется, уж опытные-то участники от этих ментальных ловушек застрахованы, но нет. Каждый из нас на эти грабли наступает время от времени, по разным причинам, которые в тот момент кажутся нам уважительными (на самом деле нет).

Я бы хотела, чтобы одна идея как-то прописалась в нашем коллективном сознании. Если то, что происходит с вами вам не нравится, беспокоит и причиняет дискомфорт — физически или психологически — это явно не то, что должно с вами происходить и дальше, это не то, что вы «должны» поддерживать.

Мне очень симпатично, что на эту тему говорит один из моих любимых преподавателей КИ — танцор, хореограф, соматический практик и просто очень хороший человек — Брентон Ченг. «Первое правило КИ: главное это мой комфорт и моя безопасность».

Хорошее правило, я часто повторяю эти слова на джемах. Только знаете, если смотреть чуть глубже, тут вырисовывается один любопытный нюанс. Контакт это по определению уже выход из зоны комфорта.

Никто не может гарантировать вам «идеальный» танец или «идеальный» контакт, тот, что нужен именно вам прямо сейчас, что будет вас питать и наполнять. Всегда остается возможность несоотвествия взаимных ожиданий. Плотный и физичный / тонкий и глубокий контакт. Слишком много / слишком мало веса. Хорошо, если вы с партнером танцуете вокруг общей идеи, это создает контекст. Если нет — всегда будет поиск взаимопонимания. Иногда нам удается договориться в процессе танца, иногда нет. Если у вас есть иллюзия, что с ростом опытности эта проблема отвалится и уйдёт — успеха вам.

Хорошие новости — мы можем о себе позаботиться даже в ситуации высокой неопределенности. Позже я накидаю идей, как это сделать, но я была бы рада, если бы вы накидали в комментах своих. Что для вас работает, а что нет, что помогает поддерживать диалог, что приводит в состоянии равновесия? Мы многому тут можем друг у друга поучиться.

https://t.me/cimsk/445

Итак. Хорошие новости — мы можем о себе позаботиться даже в ситуации высокой неопределенности.

✅ Быстро? Замедлись.
✅ Не понимаешь? Спроси.
✅ Неприятно / страшно / тревожно / больно? Скажи.

Список можно продолжать бесконечно, но думаю основную мысль вы уловили.

Вы не обязаны никому объяснять причины, по которым говорите чему-либо «нет» в танце. Можете, если хотите, но не обязаны. Ясного «нет»достаточно.

Не обязательно говорить словами, телу доступен и довербальный язык — все мы были младенцами, и все как-то выражали без слов «дай», «хочу», «нет», «не буду», «ещё», «иди ко мне», «мне плохо», «мне больно», «мне приятно», «обними меня». Мы все интуитивно видим, слышим, чувствуем и понимаем этот язык. Просто с годами мы перестаем ему доверять, перестаем позволять себе выражать себя всем собой, утрачиваем способность полагаться на чуйку — а как там другому рядом со мной. Но этот код нам знаком с самого рождения, это базовая прошивка — мы можем вспомнить. Если позволим себе быть внимательными к сигналам тела.

Есть ещё одна опция, о которой не все догадываются:
✅ если не справляешься сам — попроси о помощи

На джеме вы не одиноки — каждый джем сопровождает преподаватель. Если на классе или джеме с вами происходит что-то не то, и вы не понимаете, как эту ситуацию решить — пожалуйста, обращайтесь к преподавателю.

От того, как случился наш вход в КИ, часто зависит, продолжим мы танцевать или нет. Простите за аналогию, но образование (просвящение) пациента это важная часть любой терапии. Думаю, просвящение обучающихся это важная часть собственно процесса обучения.

Мы с коллегами как-то встретились поговорить про джемы, про планы, и вот все примерно одну мысль высказали: очень хочется полноценно поддерживать начинающих на открытых классах, уделять им больше времени, но формат классов редко дает это реализовать в полной мере. Тогда мы задались целью процесс знакомства и интеграции как-то централизованно наладить. Как говорится, не можешь предотвратить — возглавь.

Вот что мы надумали в итоге (честно говоря, это так стремительно произошло, что я до сих пор пребываю в некотором шоке) — запустили в Москве проект «Школа КИ» 2022. Уже в октябре 2022 стартует двухдневный Introduction.

Цель Introduction — поддержать тех, кто недавно познакомился с практикой КИ. Он ориентирован на начинающих, в первую очередь: на тех кто приходит в первый раз, и на тех, кто уже был на занятиях и нуждается в большей информации, и на тех, кто начинал когда-то танцевать и возвращается после перерыва, и на тех, кто спустя годы нерегулярной практики чувствует себя новичком. Классы, лекции, беседы, видеопоказы, интеграция в пространство джема — вот такая вкратце программа. Мы делаем этот проект всей командой (да, именно так — всей командой, всем преподавательским составом!), чтобы начинающие имели возможность делать упражнения и танцевать с преподавателями, могли поделиться своими сомнениями и вопросами, узнать побольше о практике у тех, кто давно этим занимается. Аналогов этого проекта вообще не существует, ни у нас, ни насколько мне известно в других комьюнити. Как по мне, так это хороший способ во всем разобраться.

https://t.me/cimsk/448