Про фото выставку «Контактная импровизация и перформанC»
16.09.2009
Катя Васенина
Фотовыставки, посвященные искусству свободного движения, в России почему-то во все времена редкость. Анализ свободного жеста, «расшнурованного» жестового костюма априорно признается обществом чем-то подозрительным, и это понятно, ведь поведенческий этикет, узаконенные зажимы телесного поведения, – сильнейший паттерн, внушенный с детства, действующий во всех жизненных ситуациях и слоях общества. Мы дожили до того, что нужно объяснять: свободный жест не предполагает свинства, но подразумевает умное расслабленное тело, чуткое, аллертное по обстоятельствам, деликатное к окружающим, источающее внутренний комфорт.
Выставка, посвященная искусству контактной импровизации в «Открытом мире» на «Тульской» – первая на моей памяти с 2000 (!) года, когда филиал Бахрушинского музея провел выставку «Человек пластический» с фотографиями занятий студий «дунканисток», «далькрозовцев», «алексеевок» 1910-1920-х годов 20 века. В 20-е годы при Государственной Академии художественны наук (ГАХН) был создан «Фотокабинет», изучавший движение. В “Фотокабинет” входили корифеи русской светописи: Еремин, Гринберг, Наппельбаум, Свищов-Паола, Иванов-Аллилуев. Экспозиция «Человека пластического», посвященная судьбе свободного танца в России начала 20 века, реабилитирующая явление русского неклассического движения, была собрана итальянской исследовательницей русского искусства Николеттой Мислер. Та выставка, по мнению организаторов, созерцала эстетическую утопию 20-го века. Выставка фотографий Альфии Рахмановой, Сергея Мишина, Алексея Корягина и Евгения Доний в «Открытом мире» в 2007 году долгожданно и неизбежно подхватывает мелодию, также посвященную воспитанию свободного духа с помощью гармонизации человеческого тела.
Попавшая в объектив контактная импровизация предлагает альтернативные интерпретации прикосновения по сравнению с принятыми и дает возможность свежего взгляда на тело в пространстве. Трудности в обретении другого ракурса указывают на господствующие в культуре концепции тела – в отношении к телу и жесту лежат корневые коды социальных и культурных различий. Базовых два: тело можно «воспитать», превратив в «культуру»; тело можно раскрепостить, освободив от «зажимов» цивилизации. Контактники следуют по второму пути, парадоксально захватывая лучшие опции первого пути – хорошо владеющее контактом тело безусловно становится воспитанным, умным и при этом не зажатым. Наслаждение пространством и собой в нем – простые на бумаге и сложные в реализации постулаты восточных философий живут в теле контактного импровизатора. Внимание. Поддержка. Слушание. Следование. Принятие веса. Умение отдать свой. Как это трудно дается новичкам на открытых занятиях (которые проходят здесь же, в «Открытом мире»), и каким богатством бесконечных возможностей в ощущении мира раскрывается дальше.
Участница выставки в «Открытом мире» Альфия Рахманова – фотограф, психотерапевт, преподаватель контактной импровизации, ведущая тренингов по видео и танцу просто и глубоко сформулировала авторское видение отношений фотографий и контактной импровизации. Мы приводим его целиком, оно небольшое и того заслуживает.
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))