Статья в газете Независимая Молдова «Телесные диалоги»
16.07.2010
Аксиния Галкина
Речь идет не о молодежной хореографии с уличным уклоном. Забудьте о модных направлениях последнего десятилетия. Забудьте о классике, на которой держалась вся эта современность. Забудьте о народности, которой питалась классика. Забудьте все, что вы знали о хореографии и о собственном теле. Вас не было вчера и не будет завтра. Вы существуете только здесь и сейчас. Прислушайтесь к своему сердцебиению, почувствуйте дыхание партнера, уловите общий ритм. А теперь танцуйте. Как? Тело подскажет. Положитесь на его разум.
Это и есть современный танец — то, что почти две недели пытался постичь весь хореографически продвинутый Кишинев. И зовется он контактной импровизацией. Многие уверены, что танец — это своего рода религия. Разные виды хореографии — для разных людей. Кому подходит контактная импровизация? Людям богатым, богатым внутренне, которые могут чем-то поделиться. Бедные всегда хотят что-то для себя. Здесь другой случай. Танцор делится тем, что у него есть. Если он делает это искренне, и его партнер отвечает тем же, возникает что-то общее. Танцоры в таком телесно-философском сплаве чувствуют себя более значимыми, чем были по отдельности. Это и есть суть контактной импровизации.
Приверженцы хореографической эзотерики считают контактную импровизацию целым явлением. Это сплав танца, спорта, театра, психологии и секса. Она позволяет партнерам вести спонтанный телесный диалог. Играя силами гравитации инерции, используя друг друга в качестве опоры, они находят в обычном прикосновении почву для импровизации и вдохновение для творчества. Все происходит без слов. Танец рождается и развивается спонтанно. В каком направлении — зависит от контакта между танцующими. Кстати, в контактной импровизации партнерами могут быть не только люди, а любой предмет из окружающего мира — пол, стены, стулья, столы.
В Кишиневе контактной импровизацией стали заниматься в 90-ых годах. Усилиями пионеров Анжелы Доний, Александры Сошниковой, Сергея Головни сегодня она вылилась в целое движение танцоров, практикующих современную хореографию. В феврале 2000 года появилась Ассоциация развития современного танца в Молдове, которую возглавил Виталий Еремчей. Тогда же стал проводиться ежегодный фестиваль. Каждый раз молдавский зритель открывал для себя новые возможности контактной импровизации и знакомился с достижениями в области современного танца.
В нынешнем — пятом фестивале современного танца участвовали представители из тринадцати стран: Молдовы, Венгрии, Румынии, Германии, Швеции, Франции, Словении, Украины, Беларуси, России, Болгарии, Литвы, Эстонии. Двенадцать дней проводились мастер-классы и ателье, демонстрировались соло-проекты, проходили презентации танцевальных организаций, джемы и спектакли для зрителей.
Поскольку Международный фестиваль современного танца является также и творческой лабораторией, в нем участвовали не только профессиональные танцовщики, хореографы и педагоги, но и все, кому хотелось попробовать свои силы в контактной импровизации, почувствовать красоту и привлекательность этого вида искусства. Таких оказалось немало.
Жизнь — это танец, и потому танцевать надо хорошо
О современной хореографии, фестивале и законах жизни размышляет гостья из России, наша бывшая соотечественница Анжела Доний.
Справка «НМ»:
Анджела Доний родилась в Кишиневе. Балетмейстер, педагог, перформер. Окончила Высшую профсоюзную школу культуры в Санкт-Петербурге (факультет хореографии) в 1985 году. Десять лет работала хореографом в театре абсурда им. Эжена Ионеско. С 1999-го живет в Москве и преподает технику контактной импровизации. Организатор первых регулярных джем-уроков контактной импровизации в Москве. С 2000 года — постоянный член Международной конференции преподавателей контактной импровизации.
— Анжела, вы десять лет работали хореографом в театре им. Эжена Ионеско. В России сотрудничество с театрами продолжилось?
— В этом году меня пригласили в московский театр «Практика». Он очень похож на театр Ионеско. Это театр творческих экспериментов и свободы. Мне было интересно сотрудничать с ним. Я как бы вернулась на несколько лет назад. Участвовала в спектакле Н. Есиненко. Там у меня была роль без слов. С публикой общалась только языком тела. Но для меня это самое приемлемое общение.
— Как вы объясните человеку, далекому от хореографии, что такое контактная импровизация?
— Словами это сложно объяснить. Надо прийти на урок и понять все через движение. А вообще это танец, в котором возможно проявление театральности, игры, эмоциональной открытости, который мог бы привлечь внимание случайного зрителя и быть интересным не только исполнителю. Танец, в котором есть место парадоксу, серьезности и юмору. Это состояние сознания, когда тело, эмоции, логика и образное мышление совпадают во времени и пространстве. Когда, доверяясь своей интуиции, можно проектировать движение в танце, предвосхищая, оттачивая свою интуицию и инстинкты.
— А как вы узнали о контактной импровизации?
— С контактной импровизацией я столкнулась в Вене на школе по современной хореографии. Это сразу изменило мой подход к пониманию движения. Изменило мою жизнь. Сначала контактная импровизация занимала только ее часть. Теперь вся жизнь состоит из этого танца. Танцует мой муж, танцует мой сын, танцуют окружающие меня люди. Через него мы становимся ближе, начинаем лучше понимать друг друга. Ведь постигая физические законы, мы открываем для себя законы жизни.
— Выходит, танец для вас — средство познания мира?
— С тех пор как я начала осознавать себя творческой личностью, я танцую, или учусь танцевать, или учу танцевать. В остальных случаях — я размышляю о теле, танце, их месте в нашей жизни. Я путешествую по миру, встречаюсь с личностями, с которыми, кроме обычного общения, я танцую. Танцую на сцене, в зале, на улице, в кафе. Мне нравится кубинская поговорка: Жизнь — это танец, и потому танцевать надо хорошо.
— Насколько популярно это движение в России?
— В Москве недавно прошел первый фестиваль по контактной импровизации. Было 150 участников. К нам приехали 18 учителей. Получился настоящий праздник, о котором я мечтала. Знаете, если у вас есть группа людей, на которых можно положиться, то все получится. Это закон контактной импровизации. Это закон жизни. В Молдове популярность современной хореографии тоже растет. Посмотрите, мы начинали вчетвером. Теперь собралась целая группа почитателей контактной импровизации. Я думаю, если у вас есть мечта, нужно верить в нее до конца. Мы верили, что современная хореография займет достойное место среди классических видов танца. И вот результат — нас знает вся Европа.
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))