Журнал ИнфоПоток «Люди КИ»
05.02.2015
Елена Краснова
Если вы смотрели фильм «Танцующая во тьме», вы можете вспомнить, что он состоит из эпизодов поистине суровой «реальности», где каждый человек изолирован своим страхом и недоверием, и эпизодов грёз героини Бьёрк, в котором мир радостен, добр и прост оттого лишь, что люди в этих грёзах свободны от оков страха — они открыты. Я очень хочу быть открытой и жить в мире без двойного дна, я ищу пути к этому. Мне показалось, что контактная импровизация, о которой и пойдет речь в сегодняшнем интервью, — это один из Путей. С удовольствием представляю вам человека, открывшего контактную импровизацию для России. Знакомьтесь: Анжелика Доний
В интервью принимает участие Женя Доний, супруг и партнер Анжелы.
Фотографии: Илья Курылев, Альфия Рахманова
АНЖЕЛА ДОНИЙ, Балетмейстер, педагог, перформер.
Родилась в Кишиневе, в 1985г. окончила Санкт-Петербургскую Высшую профсоюзную школу культуры (факультет хореографии). Имеет десятилетний опыт работы театральным хореографом. Современному танцу училась в Вене Dans-WEB 1997 г., ADF в Москве 1997 и 2000 гг., Duram, USA — 2001 г. С 1999 г. живет в Москве и преподает технику контактной импровизации и импровизации. С 2000 г. является членом ежегодной международной Конференции учителей по контактной импровизации. Организатор первых регулярных джем-уроков по контактной импровизации в Москве.
Организатор первого Международного Фестиваля Контактной Импровизации и Перформанса в Москве в 2006 году.
Анжела, на джеме, куда ты меня пригласила, и за что тебе большое спасибо, я впервые увидела людей, танцующих контактную импровизацию. Первое впечатление: КИ совсем не похожа на танец в привычном смысле этого слова. Что же такое контактная импровизация?
Краткое определение есть на нашем сайте*.
Я сейчас не буду его воспроизводить. Скажу так: контактная импровизация – это невербальное общение в движении. Есть, правда, условия для этого движения.
Первое из них – физический контакт партнёров. Это может быть и лёгкое касание, и обмен весом**.
Второе – непрерывное движение. Все направления движения, как и все позиции тела, являются равновероятными. То есть, наряду с линейными перемещениями в одной или двух плоскостях возможны трехмерные, спиралевидные движения, кувырки, акробатические трюки и т. п. Так рождается уникальный танец, исполнение которого требует постоянной включённости и распределения внимания сразу на нескольких аспектах. Прежде всего, в процессе танца надо контролировать движения своего тела. При этом необходимо следить за тем, чтобы всегда находиться в контакте с партнёром. Также следует быть внимательным и к самому партнёру, к его движениям. Учитывая то, что, как правило, в зале танцуют несколько пар, надо стараться избегать столкновений с ними. И, конечно же, нельзя забывать о творчестве, ведь это всё-таки танец.
Но самое главное и прекрасное в контактной импровизации – это постепенное развитие в себе Внутреннего наблюдателя, способного отстранённо и безэмоционально видеть все вышеперечисленные составляющие. Именно Внутренний наблюдатель позволяет всегда на шаг опережать ситуацию, осознавать её. Что, в свою очередь, даёт возможность для настоящей импровизации. Все это в двух словах не расскажешь…
У меня и сейчас стоит перед глазами картина, когда ты, изящная женщина, без видимых усилий держала на своём плече партнёра, мужчину далеко не мелкого. В чём здесь секрет?
Секрет есть. За выполнение верхней поддержки большую ответственность несёт верхний партнёр. Это парадокс, каких в контактной импровизации много. Верхний во время поддержки должен поддерживать в своём теле определённый тонус, чтобы не «обвянуть» на плече, не свалиться. Он может распределить свой вес более-менее равномерно, оперевшись, к примеру, на бедро нижнего партнёра. Но в нужный момент верхний партнёр должен быть готов проявить пассивность, чтобы своими действиями не препятствовать движению нижнего, который в момент поддержки является для него как бы землёй, опорой. Иначе говоря, необходимо уметь слушать партнёра и доверять ему. Надо быть мудрым, спокойным, уверенным, знающим и… умеющим танцевать.
Вообще, обучать верхним поддержкам на начальных курсах мы не рискуем. Это может быть сложно. Потом, со временем, люди постепенно начинают пробовать и осваивать их.
Журнал ИнфоПоток «Люди КИ» (Елена Краснова) _2У меня возникло ощущение, что пара во время танца образует единое тело.
Да, действительно во время танца иногда возникает такое чувство, будто мы с партнёром представляем собой восьмилапое животное, или двухголовое божество с четырьмя руками и четырьмя ногами.
Что такое «высший класс» в контактной импровизации?
Есть несколько условий. Например, многолетняя практика может позволить человеку достичь высокого уровня мастерства. А хорошая спортивная подготовка, особенно, если человек занимался спортом с детства, позволит за относительно небольшой срок оказаться впереди многих из тех, кто практикует контактную импровизацию в течение долгого времени. Потому что у спортсменов, особенно у гимнастов, многие телесные страхи уже пройдены. Вообще, смелый человек может очень быстро начать хорошо танцевать контактную импровизацию. Кроме того, необходима способность к творчеству.
Мне приходилось видеть многих бывших спортсменов, танцующих контактную импровизацию. Они показывают класс! Но также я видела многих людей, не имеющих спортивной подготовки, но давно танцующих. Они даже не стремятся выполнять какие-то сложные трюки, но их творческое начало настолько сильно, их чувствование настолько глубоко, что танец в их исполнении впечатлил бы тебя гораздо сильнее, чем поддержка на плече.
Замечательно, если человек обладает и большим стажем, и спортивностью, и смелостью, и творческим началом. Один из таких учителей, Эндрю Харвуд (Andrew Harwood) был моим первым вдохновителем в контактной импровизации. Ему уже почти семьдесят лет, но танцует он божественно. Он летает. Несмотря на то, что в своё время перенёс несколько сложных операций, он до сих пор остаётся лёгким и подвижным. Смелость у него – невероятная! Он научился очень хорошо владеть своим телом. От того, что он перенёс тяжёлые травмы, своё тело он стал знать даже ещё лучше. Этот человек обладает мудростью сознания и мудростью тела. Тот редкий случай, когда тело и сознание дружат.
Кому прописано идти в контактную импровизацию, а кому противопоказано?
Я считаю, что каждый может танцевать контактную импровизацию. Даже люди с ограниченными возможностями тела. Нередки случаи, когда контактной импровизацией занимаются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, люди с нарушениями зрения, слуха, а также страдающие церебральным параличом. В результате занятий люди становятся лучше и счастливее.
А каждый здоровый человек – тем более может танцевать. Воздержусь, однако, советовать идти в контактную импровизацию людям с серьезными психологическими проблемами, лучше сначала решить их с психологом.
С какими трудностями обычно сталкиваются новички?
Новички обычно сначала сталкиваются с полом, а потом с синяками. Также они сталкиваются с сопротивлением натруженного тела, с ленью и с беспокойством о том, выдержат ли они. Спасает то, что помимо вышеперечисленного, они сталкиваются ещё и с первыми победами, когда обнаруживается вдруг, что тело умеет делать такие вещи, о которых ещё недавно и мечтать не смели. В процессе работы тело наполняется радостью, силой. Это помогает преодолевать трудности и продолжать занятия.
Как ты пришла в контактную импровизацию?
В первый раз я станцевала, когда мне было лет шесть. Я позвала бабушку и дядю, которые были для меня очень дорогими людьми, посадила их на диван, включила музыку и закружилась. Это было начало, как будто какой-то источник пробудился. Но в школу танцев меня отдали только спустя некоторое время, когда мне было уже лет двенадцать-четырнадцать. Там учили классике, ставили ногу, и поначалу я не понимала, что такое танец. Но однажды учитель сказал нам, что мы будем разучивать молдавский народный танец. И он стал показывать очень простые движения, заиграла музыка, и душа моя проснулась. Именно тогда родилась во мне настоящая любовь к танцу.
Позднее я выучилась на хореографа, преподавала, и всегда старалась находить что-то новое. Однажды после какого-то конкурса мне предложили поехать в Вену, поучиться. Кто-то из знакомых посоветовал мне посетить класс контактной импровизации, о которой я до того времени ничего не знала. Я пошла и увидела там Эндрю Харвуда. Он очень хорошо выглядел, у него был потрясающе вытянутый позвоночник. Для меня в тот момент он был похож на Будду. И я стала ходить на все его занятия. И точно так же, как когда-то в детстве, моё сердце подсказало мне, что это – моё призвание, к которому я всё это время шла.
Я вернулась в Молдову, где никто не знал, что такое контактная импровизация, и стала преподавать её артистам, родственникам, друзьям. Потом переехала в Москву и влилась в эту струю уже более основательно. Мой переезд в Москву отодвинул меня от моей прошлой жизни, от театра, от моих классов, от того, что я делала всегда, и здесь я стала заниматься уже только контактной импровизацией.
У меня был заготовлен вопрос: что дала тебе контактная импровизация? Сейчас я, кажется, знаю ответ. Она тебя оживила. Это так?
Я живу так, как я хочу. И случилось это благодаря тому, что я стала танцевать танец, который мне больше всего нравится. И в нём очень много свободы и для души, и для творчества, и для тела.
Журнал ИнфоПоток «Люди КИ» (Елена Краснова) _3В России и в СНГ, ты – самый опытный преподаватель, и вообще, самая авторитетная личность в контактной импровизации. Ты ощущаешь это?
У меня очень много учителей, поэтому не ощущаю. За мной стоят все мои учителя, и я не могу сказать, что это я. Когда я говорю в этом смысле про себя, то я сразу представляю, что по правую руку от меня – Бенно Воорам, по левую – Эстер Галл, за спиной – Эндрю Харвуд, впереди – Мартин Кео. Конечно, я сама себя очень ценю за то, что я такая свободная, свободолюбивая. Но в контактной импровизации не бывает «я». Эта практика передаётся от личности к личности, от учителя к учителю, накапливается в теле. И если рождается какое-то своё упражнение, то мы тут же передаём его другим. Никто не скажет, что это – моё упражнение, назовите его моим именем. И это тоже одна из причин, почему я занимаюсь контактной импровизацией. Здесь нет никакого соревнования, никого не выделяют, не делают лучше или хуже других. То, что я вношу в танец свою индивидуальность, не игнорируется и никак не оценивается, и при этом я могу пользоваться теми достижениями, которые люди уже привнесли в этот танец.
Но, тем не менее, когда я пробежалась по сайтам различных сообществ, то увидела, что практически везде в списках учителей первым стоит имя Анжелы Доний, а дальше через запятую – много других.
Это объясняется совсем другой причиной. Просто я раньше, чем другие взяла на себя смелость учить этих людей.
Что для тебя значат твои учителя?
Всё. Они – это я. Когда проходишь тренинг (я надеюсь, это случается и с теми, кто приходит ко мне), возникает абсолютная благодарность к тому, кто передаёт мне эту практику. Всё это обилие подарков в виде открытий самой себя и мира связывается с учителем. Признать тот факт, что учитель является всего лишь передаточным звеном, бывает невероятно сложно. Мне тоже стоило больших трудов отделить себя от своих учителей, чтобы признать, что я себя сама тоже чему-то научила. И когда мои ученики связывают меня с собой, я учу их пониманию того, что их собственные усилия и стремления тоже немалого стоят, иначе они не пришли бы в этот зал. А я для них являюсь источником информации, проводником. Я только передаю им то, что сама получила когда-то от других людей.
А кто для тебя твои ученики?
Ну, это люди, которые уже танцуют. Я не прихожу к людям, которые ничего не умеют, и ничему их не учу. Мои ученики – это люди, которые вспоминают свой танец вместе со мной. И благодаря тому, что у них это хорошо получается, я тоже вспоминаю свой танец. То есть, каждый раз – вспоминание. Даже если я только вчера танцевала, и у меня было потрясающее состояние оттого, что я всё умею. На следующий день я прихожу в зал и понимаю, что я всё начинаю сначала и мне нужно опять разогреться, вспомнить себя, вспомнить танец.
Я смотрела на твой танец с партнёром и обратила внимание, что в танце очень много верхних поддержек, во время танца вы существенную часть времени проводите как бы в полёте. Почему так тянет вверх, что там такого заманчивого?
Я отвечу нелинейно. Вспомните маленьких детей, которые всё время просятся к родителям на руки. Если они попадают на плечо папе, то они счастливы, они сразу успокаиваются. Вот тем же занимаются и контактники.
В счастливых семьях дети, пока растут, получают достаточно телесного внимания: их обнимают, поднимают, подбрасывают, с ними играют. И это обогащает их развитие. Потом, в возрасте 13-14 лет, дети отдаляются от родителей, телесные контакты прекращаются, возникают различные дискомфортные состояния и т. п. Этот переходный период, и родителям, и детям надо перетерпеть. Чуть позже, в возрасте 15-16 лет, дети влюбляются в своих сверстников, и у них снова возникают телесные контакты.
Наличие телесного контакта очень важно. Наука доказала, что человек становится счастливее и здоровее, если его обнимут хотя бы раз шесть в день.
А что же делать тем, чьи дети выросли, а внуки ещё не родились, или тем, кто пока не влюбился? Практика контактной импровизации как раз позволяет восполнить этот дефицит телесного общения и сделать свою жизнь богаче.
«Я готова служить людям», — написано в твоей личной Конституции. Что ты вкладываешь в эти слова?
Да, это для меня не просто слова. Что такое служение, я поняла на Випассане. Я хотела принять участие в этой медитации вместе со своим сыном. Организаторы Випассаны к группе медитирующих меня не допустили, но предложили остаться в качестве служащей, то есть, в помощь тем, кто участвует в медитации. И я неохотно согласилась. И чуть позже я почувствовала, какое это, оказывается, счастье, какая честь – быть служителем на Випассане.
Журнал ИнфоПоток «Люди КИ» (Елена Краснова) _4Учитель помог мне понять, насколько ценно служение само по себе – без ожидания благодарности, награды, какой-то обратной связи.
Именно тогда, во время Випассаны, у меня возникла идея провести первый фестиваль контактной импровизации. Этот фестиваль, как и последующие (всего их было пять) был с моей стороны служением в чистом виде.
Спустя четыре года мне снова довелось участвовать в випассане. Я десять дней просидела в медитации, а потом ещё двадцать пять дней была служащей. После этого я поняла, что само понятие «служение» обрело для меня иной, более глубокий смысл. Служение перестало быть только лишь какими-то действиями во благо других людей. Служение стало состоянием моей души, неотъемлемой частью моей жизни.
Состояние Служения движет мной в реализации моего нового проекта – создании Дома Танца. При финансовой и идейной поддержке сообщества я купила Дом на земле под Казанью и надеюсь, что смогу превратить его в такое место, где люди смогут соприкоснуться со своим танцем. У меня пока нет чёткого представления, каким будет этот Дом, но я хочу, чтобы он не был похож на те проекты, которые сейчас повсеместно существуют и являются сугубо коммерческими предприятиями.
У тебя есть своя Конституция. А какая у тебя религия?
Я пропустила этот предмет. И в школе, и в институте.
Анжела, ты такая смелая, открытая, свободная… Откуда ты такая взялась в нашей-то стране?
Я думаю, что это подарок от родителей. Я была ребёнком, которого родили в любви. Соответственно, меня мало били, много ласкали. Мы с папой много путешествовали. Вообще, я с папой дружила больше, чем с мамой. Потом, когда папы не стало, мама тоже стала мне близким другом. Она меня во всём поддерживает. Наверное, именно моя семья делает меня свободной. Жека, с которым мы вместе танцуем, не только в зале, но и в жизни. В этом году будет двадцать пять лет, как мы вместе. Причём это случится одиннадцатого числа одиннадцатого месяца одиннадцатого года, когда мы будем на Молдавском международном фестивале Современного танца.
Глядя на тебя, такую привлекательную и сексуальную, приходишь к убеждению, что возраст для женщины — не только не помеха, но даже украшение. А ты задумываешься о возрасте, о старости, которая когда-нибудь, да наступит, о смерти?
Я о смерти думаю. Я думаю, что без смерти не было бы и жизни. Но мы с Жекой поняли, что смерти не существует. Был у нас некоторый опыт… А значит, старение – это некий процесс, который к смерти не имеет отношения. И рассматривать старение нужно не как преддверие смерти, а как часть жизни. И назвать эту часть жизни можно как угодно, не обязательно старением.
Спасибо за ответ…
Спасибо за вопрос!
На фоне всеобщего психоза на тему омоложения, женщина, не пытающаяся «выкрасить осенние листочки в зеленый цвет», лично меня очень радует и наполняет позитивом.
Был момент в моей жизни… Мне часто говорили, что у меня длинный нос, и где-то к двадцати годам у меня возникло желание его подрезать. В Петербурге, где я училась, как раз недалеко от института, была эта самая клиника пластической хирургии. Я иногда видела людей, головы которых были полностью перебинтованы, и это меня отпугнуло.
Жека: Кроме того, жизнь человека, занимающегося контактной импровизацией, наполнена другими интересами. Вообще, контактная импровизация предполагает другие жизненные ценности.
Какие именно?
Сейчас, благодаря Жеке, у меня появился ответ на вопрос, который был задан в самом начале: когда люди начинают танцевать контактную импровизацию, они все становятся красивыми. Это не только моё мнение. Это все замечают. Когда человек начинает танцевать, у него больше нет претензий к форме своего носа или уха, нет желания что-то подтянуть, подрезать. Пожалуй, это ценность.
Танцующий человек менее эгоистичен, поэтому замечает больше красивого вокруг себя и в самом себе.
Ещё я поняла, что ценность – это здоровье. Если есть здоровье, мы радостны, мы можем делиться своей силой, можем двигаться, путешествовать, танцевать. Мы можем поддержать другого, можем поддержать родителей. Если они здоровы, значит, у нас есть запас времени, чтобы делать свои дела.
Когда ребёнок рождается, главный и единственный божественный дар, который он получает – это здоровье. Бывает, конечно, что прилагается дом, канары и банковский счёт. Но даже эти блага не будут иметь значения, если ребёнок родился больным. И очень важно данное нам Богом здоровье беречь и развивать. Ибо всё остальное – второстепенно. Если здоровья нет, то все радости жизни становятся недоступны.
В апреле, как мне известно, у вас состоится тренинг для начинающих. Что бы ты хотела сказать нашим читателям, которые заинтересовались темой контактной импровизации?
Я приглашаю танцевать!
Если в вашей жизни была мечта танцевать и она пока не осуществилась, то это – шанс. Если у вас нет друзей и вам недостаточно хорошего общения – приходите. Мы ждём всех, кто чувствует в себе творческое начало, но не может его раскрыть и реализовать, сидя за компьютером.
Ждём вас с детьми и родителями, и да пребудет с вами Счастье!
*Контактная импровизация — это форма танца, позволяющая двум (или нескольким) партнерам вести спонтанный телесный диалог на невербальном уровне, играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества. При этом тела танцующих подготавливаются, настраиваются таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности.
Я отпустила руки – они полетели обнимать деревья
Я отпустила ноги – они преклонили колени перед Богом
Я освободила глаза – они перестали искать место для жизни
Я дала своему рту свободу, и он замолчал в тихом удивлении и тишине
Я стала сердцем и теперь не могу остановиться…
**Некоторые принципы контактной импровизации, определенные —Синтией Новак: «Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры»
Категории
Облако Тэгов
Последние статьи
-
Что вы считаете самым захватывающим в Контактном Перформансе со стороны зрителя? (Мариша Баранова (Перевод))